n1.doc
речевая ситуацияЛит.: Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методологии психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1969; Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. - Т. 2. - М., 1982; Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1978; Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969; Его же. Проблемы развития психики. - М., 1959; Его же. Речевая деятельность // ЛЭС. - М., 1990; Его же. Язык, речь и речевая деятельность. - М., 1969; Теория речевой деятельности.- М., 1968, 1971.
Гости ведут диалог в студии друг с другом, для себя, потому что они решают проблемы, с которыми они связаны, и которые очень подходят им. Но они также ведут его к радиослушателям. Цель этой двойной диалектической коммуникации - дать аудитории понять, что «эксперты» могут сказать о предмете, какие решения они порекомендуют, какую информацию они знают о том, какие меры они знают и что они готовят. Таким образом, это должна быть программа, которая должна быть эффективной в решении проблемы, и радиоинститут также активен благодаря обмену мнениями посредством обмена мнениями.
Л.Е. Тумина
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ - 1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств. Основы учения о Р. с. закладываются в диалоге Платона «Федр»: «важно, кто говорит и откуда он»; необходимо учитывать «природные свойства своих будущих слушателей» («какими речами какого человека можно убедить»), «время, когда... удобнее говорить, а когда воздержаться»; все виды речей «применять вовремя и кстати». Далее эти основы развиваются Аристотелем: «Речь слагается из трех элементов - из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» («Риторика». Книга I). Выделенные Платоном и Аристотелем элементы мы найдем в любых описаниях структуры Р. с, предложенных с тех пор. Так, лингвист XX в. Дж. Серл считает, что Р. с. включает говорящего и слушающего, а также некие «определенные условия» (1969); Дж. Ферт, один из основателей «неолингвистики», в этот же период предлагает при описании ситуативного контекста увязывать следующие факторы: 1) релевантные признаки участников Р. с; 2) релевантные объекты; 3) результат речевой деятельности. Д. Хаймс (1972), используя методы этнографии, разрабатывает следующую систему признаков Р. с. для ее описания: 1) участники (адресант, адресат, аудитория), 2) предмет речи, 3) обстоятельства (место, время, другие значимые условия), 4) канал общения (способ осуществления коммуникации) - используется ли устная или письменная речь, условные знаки и пр., 5) код (язык, диалект, стиль), 6) речевой жанр (например, проповедь), 7) событие (например, церковная служба, одной из ситуаций которой является ситуация проповеди), 8) оценка эффективности речи (тронула ли проповедь сердца), 9) цель - то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации. В подходе Хаймса ценна прежде всего идея о том, что описать и понять Р. с. можно только при анализе именно значимых ее при-
Достижение этих целей и общий успех программы во многом находятся в руках модератора. Мы можем посмотреть диалог приглашенных гостей, которым управляет модератор, с точки зрения механизма ротации партнеров, описанных в основных работах диалогового анализа в виде трех правил.
Это правило все еще применяется в измененной форме; модератор задает вопрос, просит ответа, но явно не указывает ни одного из партнеров и дает им выбор. Почти наверняка он предполагает, что его авторитет и ситуация с радио-шоу заставят кого-то присутствовать реагировать. Также бывает, что модератор просит всех респондентов ответить, и после нерешительной паузы они сосредоточат свое внимание на одном из них, чтобы избежать смущающего молчания.
речевое общение
Знаков, определяющих речь, а не всех бесчисленных особенностей той или иной ситуации действительности. Этот подход аналогичен принятому в фонетике, где фонему как совокупность нескольких дифференциальных признаков отличают от звука (конкретной реализации фонемы с многочисленными признаками).
Близко к этому понимание Р. с. в отечественной прагматике: при описании Р. с. отбираются те элементы ситуации речи, которые важны для членов данного речевого коллектива и могут определять выбор тех или иных лингвистических форм и значение последних. Среди этих элементов различают несколько групп: А- те, что в совокупности образуют «сцену действия»: 1) тип и жанр события (например, урок); 2) тема его (предмет речи);
Второе правило мало применяется в этой программе. Модератор пытается дать место гостям, поэтому его реплики более короткие. Есть только случаи, когда он делает что-то провокационное, что некоторые участники полностью не согласны с тем, что он хочет протестовать прямо сейчас. Это редкая ситуация, потому что модератор пытается преодолеть эту вещь и обычно не вызывает спонтанных возражений.
Правило три вообще не применяется к этой программе. Модератор часто получает слово в разговоре, но с его репликами он обычно организует разговор других и пытается поговорить с ними. Более длинные - это только его вводные и окончательные реплики, которые имеют определенный монологический характер с точки зрения программы. Он вводит вопросы, оправдывает выбор темы, представляет аудиторию гостям программы, объявляет, что будет предметом дебатов на следующий день; ни один из студентов в студии не подумал бы об ответе на эти реплики и не вмешивался в работу радиоорганизатора модератора.
функция (проверка знаний, сообщение информации и пр.);
обстановка (место, время и пр. - то, что важно); Б - призна
ки Р. с, относящиеся к участникам ее: 1) их социальные пози
ции (иерархия или равный статус и пр.), 2) социальные роли
(учитель - ученики), 3) правила и нормы, регулирующие от
ношения участников в данном социуме, социальной группе,
4) индивидуальные отношения между участниками (любимый
учитель или нет и пр. - то, что важно, и если это важно для
речевого поведения).
A.K. Михальская
Но произойдет, что контролируемый разговор в конечном итоге превратится в живой, часто спорный спор, который далеко не аргумент. В то время, когда модератор сумел победить участников в бурном обмене мнениями, применяется второе правило механизма переключения партнера в диалоге. Тот, кто говорит, не хочет, чтобы его речь закончилась, его партнеры нетерпеливы, потому что хотят получить слово. Они даже не дожидаются, когда будут говорить, и не ищут места, чтобы взять слово. В такие моменты они говорят друг с другом, их спор является для них самым важным, и они забывают, что слушатели в радиоприемниках даже не понимают их и не критикуют их за такое поведение.
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ- это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все другие виды деятельности человека (трудовую, общественную, познавательную и т. п.).
Модератор играет определенную роль в этой программе. Для каждого шоу он должен быть готов иметь достаточно актуальную информацию о том, что обсудить. Запускает, заканчивает и делит программу с использованием стереотипных речей, организует события программы и отслеживает время. Эта роль носит весьма институциональный характер, модератор выглядит безличным, нейтральным, вежливым, превалирует фактическая информация и формула вежливости.
Модератор принимает решение о длительности заключительного разговора, но, вероятно, большую часть времени. Иногда иногда бывает необходимо резко прекратить дискуссию и закончить формулу до минимума из-за передового часа. Модератор все еще думает о разделении программы на отдельные части и их пропорции.
Р. о. осуществляется между многими, несколькими или двумя людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Р. о. обоюдно. Как всякая социальная активность человека, Р. о. социально и целенаправленно.
Формой проявления Р. о. является речевое поведение собеседников, а содержанием - их речевая деятельность.
После этого модератор снова войдет в блок и начнет общаться с вызывающими слушателями. Без предварительного предупреждения шоу иногда прерывается текущими сообщениями о трафике, особенно в Праге и автомагистралях; после их исчезновения они продолжают говорить об этой теме. Это единственный момент, когда модератор должен отказаться от программы на мгновение.
Руководит взаимодействием в дебатах, решает, кому дать слово в определенный момент. Один из гостей выбирает возможность реагировать в нужный момент, хорошо информирован о проблеме, подтекст ближе всего к нему. В других случаях он требует ответа присутствующих, которые никогда не скажут ему, что он хочет ответить. Невербальное выражение намерения говорящего модератору иногда вербализует.
Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, людям и т. п.
речевое событие
Выделяются два вида поведения: вербальное (словесное) к реальное. Вербальное поведение - это система высказываний, мнений, суждений, доказательств и др., которые могут быть зафиксированы как явные признаки психических состояний. Реальное поведение - это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде.
Один из докладчиков прямо просит слова. Модератор задает каждому тот же вопрос, задает каждое слово и порядок. Другой вариант - пригласить некоторые из присутствующих напрямую обратиться к своим партнерам в студии. Перемещает тему дальше, предоставляя информацию, которая была подготовлена для обсуждения заранее.
Он также использует текущую информацию. Тема поднимает один из вопросов, которые он или она подготовил или подумал перед шоу. Он развивает эту тему и поддерживает продолжение интервью о проблеме, мнении или возражении. Предлагает докладчику привести примеры, подробности. Он вводит другой подзаголовок, когда кажется, что время позволяет обсудить другой аспект.
Существенным различительным признаком речевого поведения и речевой деятельности представляется уровень мотивации и соответствующая ему мера осознанности мотивов акта поведения (в рамках поведения) и речевого действия (в рамках деятельности). Поэтому, если речевая деятельность - это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность, то речевое поведение - это малоосознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. Как видим, в речевой деятельности «задействованы» глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление (а порой необходимость) к осознанию мотивов тех или иных поступков отсутствует.
Оратор, который отворачивается от темы, возвращается назад и просит выступить по этому вопросу. Прерывает тех, кто вызывает слушателей, которые рассказывают свои жизненные истории, хотя они относятся к обсуждаемой теме. Умеренных конфликтов, пытаясь удержать атмосферу шоу слишком далеко от эмоционально нейтральной позиции. Он гарантирует, что разнообразие мнений участников дискуссии не будет продвигаться до конца конфликта. Наиболее распространенным средством для модератора прекращения частичного конфликта является прерывание произносимого слова одного из динамиков и, таким образом, прекращение противоречивой подтемы.
Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами. Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.
В тех частях дискуссии, в которых участники находятся в конфликте, но конфликт все еще относительно переносимый, модератор фокусируется главным образом на менее уязвимом участнике. Напротив, в кажущихся беспроблемными заявлениями некоторых гостей модератор вызывает сомнения, ищет расхождения и проблемы.
Гарантирует, что участники не пересекают границы вежливого поведения, вежливой коммуникации. Это особенно актуально для абонентов, которые иногда скрываются за возможной анонимностью телефонной связи. Очевидно, что старый призывный слушатель поощряет, терпит их и любезно относится к ним. В некоторых случаях, однако, может случиться так, что то, как он говорит с пожилым пожилым, напоминает способ поговорить с маленькими детьми.
Следовательно, формирование социально-активной личности ребенка предполагает развитие Р. о. в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной компетентности», которая охватывает знания не только языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм Р. о., правил речевого поведения.
Он ценит позитивное поведение, полезность, оптимизм любого из партнеров по обсуждению. Все задачи модератора, которые мы показали на фрагментах текста этой программы, проистекают из ее институционального характера. Благодаря этим задачам программа получает определенный звук и форму для общественного радио. Модератор как частное лицо не выступает в качестве организатора и организатора для надлежащего проведения дебатов. Однако, поскольку межличностное и особенно разговорное общение вообще не может быть перенесено на некоторые строгие правила и нормы, а его участниками являются люди со своими характеристиками, эмоциями, амбициями и т.д. Модератор иногда появляется из своей институциональной роли и будет казаться частным лицом.
Лит.: Антон Э. Исследования проблемы речевого взаимодействия на уроке в некоторых зарубежных странах // Измерения в исследовании проблем воспитания. - Тарту, 1973. - С. 154-170; Леонтьев А.А. Психология речевого общения: Автореф. докт. дис. - М., 1975; Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции. - М., 1978; Роовет Э.И. Обучение речевому общению (теоретические основы). - Таллин, 1984.
Часто и вполне естественно обсуждать гостей, даже если им назначена институциональная роль человека, который участвует в публичных дебатах по радио. И для звонящих слушателей ограничения на минимуме - вызов для себя и телефонной связи, хотя одна стороны технически ограничивает другая сторона несколько анонимной позиция позволяет некоторым из них говорить без каких-либо запретов, излить чувства, настроение, желание «сказать им наконец, в легкие».
Некоторые отклонения от институционализма, объективности, безличности - это фактические вопросы и замечания модератора. Они даже не являются проблемой для высказывания мнений, политических установок, дизайнерских решений, а сосредоточения внимания на конкретных данных, знаниях, фактах. Некоторые, наряду с гостями респондента, напоминают более или менее обычный разговор. С социальной точки зрения, есть признаки таких выступлений, в которых модератор фокусируется непосредственно на личных делах гостей в студии.
ОМ. Казарцева
РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ - основная единица речевого общения
(речевой коммуникации). Еще Аристотель замечал, что «речь сла-
речевой акт
Гается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» (Риторика. Книга 1). Развитие этих идей находим в современном понимании Р. с, его структуры и элементов. Среди последних различают несколько групп. В первую относят те элементы, которые в совокупности образуют «сцену действия», или так называемый «внеличностный контекст» события. Их четыре: 1) тип события или его «жанр» (например, урок); 2) тема события (урока); 3) функция (сообщение информации, проверка знаний, выработка навыков и пр.); 4) обстановка (место и время). Вторую группу элементов Р. с. образуют существенные признаки участников: их социальный статус, ролевые отношения (в нашем примере - учитель и ученики; их роли в общении неравнозначны - учитель ведет общение, направляет его ход, организует его; соответственно он обладает особым «правом на речь» и правом предоставлять это право по своему выбору ученикам). Р. с. характеризуется также определенной последовательностью речевых актов, закономерным следованием высказываний участников (так, в обучении основной единицей структуры дискурса является чередование следующих элементов: вопрос - ответ - оценка). Р. с. включает также и те правила, которые регулируют взаимодействие между его участниками, те нормы, в соответствии с которыми интерпретируется сообщаемое и происходящее (например, если, получив ответ на заданный вопрос, учитель в ходе опроса словесно не оценивает ответ, а сразу же «идет дальше», ученики, как правило, интерпретируют это как положительную оценку ответа).
Эти личные вопросы часто заставляют студентов чувствовать себя смущенными. Трудно понять, использует ли его модератор сознательно, чтобы сделать дискуссию более интересной, более конкретной, более убедительной или если она свидетельствует о ее склонности говорить, вести более личное интервью.
На мгновение модератор может оживить институциональную позицию, но кажется, что баланс между публичным официальным диалогом и более свободным личным разговором должен поддерживаться. Модератор рискует, что его вопросы слишком «неудобны», чтобы сделать его неприятным для гостей в классе, что его способ говорить будет поверхностным или покажет, как он или она просто видит обсуждаемый вопрос.
Лит.: Бела Р. Социолингвистика. - М., 1980; Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социолингвистические исследования. - М., 1976; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М, 1996; Saville-Troike M. The Ethnography of Communication: An Introduction.- Oxford, 1982; The Ethnography of Communication, ed. by J. Gumperz and D. Hymes. - N.-Y., 1972.
A.K. Михальская
РЕЧЕВОЙ АКТ (РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ, РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК) - элементарная, минимальная (далее неделимая) единица речевого поведения. Р. а., объединенные в единицы более высоких уровней (речевой шаг, цикл, взаимодействие), образуют дискурс. Теория Р. а. возникла в русле лингвистической философии и восходит к работе Дж. Остина «Как совершать поступки с помощью слов» (1960). Остин, опираясь на известное античное изречение («Слово есть вид дела» - Солон), замечает, что произнесение некоторых высказываний в определенных условиях равнозначно совершению
Отвечая гостям на вопросы и напоминания слушателей слушателей
Интерактивная схема второй части программы состоит из основных этапов, число которых определяется количеством участников исследования и количеством слушателей. Эти основные этапы могут охватывать реплики. В примере интервью о проблемах чешского футбола, о котором также упоминается здесь с его схемой взаимодействия, действие одного слушающего вопроса с реакциями трех участников дискуссии, все под руководством модератора, постепенно выполнялось в восемь шагов. В этой базовой форме эта схема применяется, когда вызывающий слушатель не слишком активен и разговор не слишком противоречив.
речевой акт
Некоторого действия, поступка. Высказывания, обладающие такими свойствами, были названы Остином перформативами. В дальнейшем возникло предположение, что некое действие (поступок) совершается говорящим при произнесении любого высказывания.
X. Грайс (1975) предложил следующее (общепринятое теперь) описание структуры Р. а. При осуществлении Р. а. говорящий, произнося в некоторой ситуации общения (речевой ситуации) некоторое высказывание, выражающее его намерения (или интенции), производит действия четырех различных типов: 1) действие собственно произнесения - произносит звуки, 2) пропозициональное действие (осуществляет референцию и предикацию, связывая используемые знаки с действительностью и субъект высказывания с предикатом, т. е. осуществляет пропозицию), 3) иллокутивное действие - выражает определенное намерение, направленное на адресата (похвалу, просьбу, обещание и пр.), 4) перлокутивное действие - осуществляет воздействие на адресата, приводящее к изменению поведения последнего или его картины мира. Все эти четыре действия в совокупности составляют Р. а., его структуру. Например, произнося: Нельзя ли погромче? - в классе, на уроке, говорящий (учитель) осуществляет Р. а. следующей структуры: 1) произносит соответствующий комплекс звуков с определенной интонацией, в нужной тональности; 2) выражает соответствующую пропозицию; 3) осуществляет иллокутивный акт в соответствии со своим намерением - приказ (в зависимости от ситуации, возможно, просьбу); 4) добивается в результате изменения поведения ученика (громкости ответа или чтения) (перлокутивное действие). В данном примере имеем косвенный Р, а. - его перлокутив-ный эффект (действие ученика - увеличение громкости чтения в ответ на приказ) не совпадает с грамматической формой высказывания (вопрос). Различают и прямые Р а., в которых это соответствие имеется.
Если это так, отдельные шаги могут быть расширены в отдельные диалоги с несколькими репликами. События в блоке вопросов и комментариев слушателей можно описать следующим образом: слушателю, который был вызван на радио, задан вопрос, и после его объявления все гости в студии смогут ответить. Все эти действия полностью находятся под руководством модератора. Он также решает, есть ли у слушателей возможность ответить, но они обычно не рассчитывают на это. Этот блок не является диалогом с чередующимися партнерами и взаимодействует друг с другом, а об отдельных беседах участников дискуссии, порядок, продолжительность и содержание которых регулируются модератором.
Попыток классифицировать и типологизировать Р. а. предпринято множество. Одним из наиболее распространенных оснований классификаций Р а. служит то намерение говорящего, которое реализуется с помощью Р. а., так как именно целенаправленность есть одна из основных черт этой единицы поведения: одно намерение - один речевой акт. Так, различают, например, Р. а.-просьбы, Р. а.-прика-зы, Р. а.-обещания и пр. Приведем типологию Р. а. по Дж. Серлу (1969 и след.): 1) репрезентативы (представляющие положение дел, описывающие действительность); высказывания, реализующие такие Р. а., могут оцениваться как истинные и неистинные; 2) директивы (служащие побуждениями к совершению некоторого поступка): приказ, просьба и пр.; 3) комиссивы (возлагающие на говорящего определенные обязательства): обещание и пр.; 4) экспрессивы (эмоти-
речевой аппарат
Вы) - служащие для выражения оценок и эмоций, описания субъективной картины мира говорящего: Маяковский - лучший поэт XX века; Ах, как хорошо! Милый!; 5) декларативы - «институциональные», нередко ритуализованные Р. а. (назначение на должность, объявление войны и пр.). Есть и специальный тип Р. а., используемых в целях регуляции дискурса, оповещения участников общения о его ходе, а также о том, какова цель говорящего в данном фрагменте дискурса (какой именно иллокутивный акт он совершает): Я не про шу, а требую! и пр. (информативы, по Серлу).
Реальное речевое общение, однако, сложнее, чем оно выглядит в работах англо-американских лингвистов-философов 60-70-х гг., и однозначного соответствия Р. а. и намерения говорящего нет. Тем не менее для понимания основ связности дискурса и взаимопонимания коммуникантов категория Р. а. необходима. Так, последовательность высказываний: Звонит телефон! Я в ванной!- казалось бы, бессвязна. Интерпретируя же ее как последовательность косвенных Р. а.-вопроса (Ты подойдешь к телефону?) и Р. а.-ответа (Нет, не могу!), можно понять, что происходит. Значительную роль в речевой компетенции играет именно способность верно идентифицировать высказывания как определенные Р. а. в соответствии с принятыми в данной речевой среде традициями: Р. а. конвенциональны (условны), т. е. отражают сложившиеся в данной культуре речевые условности и обычаи. Так, знание о том, что высказывания: 1) Сначала подними руку! 2) Не хочешь ли ты сначала поднять руку? 3) У нас принято сначала поднимать руку. 4) Я не слышу тебя! (потому что рука не поднята) - могут быть реализациями одного и того же Р. а.-директива, они совершенно необходимы ученику уже при первых его шагах в школе.
Лит.: Арутюнова Н.Д. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический словарь. - М, 1990; Безменова Н.А., Герасимов В.И. Некоторые проблемы теории речевых актов // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. - М., 1984; Теория речевых актов // НЗЛ. - Вып. 17. - М., 1986; Grice H.P. Logic in conversation // Syntax and semantics, 3: Speech acts. - N.-Y., 1975; Searle J. D. Speech Acts. - Oxford, 1969.
A.K. Михальская
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ - система дыхательных и жевательных органов, приспособившихся в процессе эволюции человека для речепроизводства. В систему Р. а. входят: диафрагма, легкие с межреберными мышцами, бронхи, трахея, гортань с голосовыми складками, глотка, язык, нижняя челюсть, мягкое нёбо с маленьким язычком, нос с носовыми пазухами, твердое нёбо, зубы и губы, а также слухоречедвигательный анализатор мозга (см. органы речи).
Термин Р. а., в отличие от термина «органы речи», обозначает
речевой шаг
Функциональное единство отдельных органов и подсистем (дыхательной, голосообразующей, резонаторной). Термином же «органы речи» пользуются в тех случаях, когда необходимо обозначить участие какого-либо органа или совокупности органов в речеобразовании.
Лит.: Зиндер Л.Р. Общая фонетика. - М., 1979; Сорокин В.Н. Теория речеобразования. - М., 1985.
А.А. Князьков
РЕЧЕВОЙ КОЛЛЕКТИВ - совокупность социально взаимодействующих индивидов, отличающихся от других не набором языковых единиц и не системными связями между ними, а лишь употреблением этих единиц в речи («Украинско-русское двуязычие»), т. е. это коллектив говорящих на одном языке, но обладающих рядом специфических черт, проявляющихся в речевом поведении его членов и отличающихся от другого речевого коллектива произношением каких-то звуков, акцентологическими, лексическими, грамматическими особенностями. Часто эти различия носят не качественный, а количественный характер. Например, по данным социолингвистического исследования русской речи городских жителей Украины, фонема [ж"] реализуется преимущественно в звуке [ж]: 54% опрошенных произнесли слова дрожжи, вожжи как [дро-жы], [вожы], 10% в этих словах произнесли звук [ж"], 34% допускают колебания («Украинско-русское двуязычие»). (См. также язы ковой коллектив.)
Лит.: Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. - М, 1978; Швейцер АД. Вопросы социологии языка в современной американской лингвистике. - Л., 1971; Украинско-русское двуязычие. - Киев, 1988.
Н.П. Шумарова
РЕЧЕВОЙ ШАГ - функциональная единица устного дискур са (процесса реального речевого общения), служащая для осуществления речевого намерения (интенции) говорящего. В потоке устной диалогической речи границы Р. ш. совпадают обычно с границами интонационной группы (фразы). Однако Р. ш. - единица не фонетической и не синтаксической природы. Это единица речевого поведения, т. е. единица уровня дискурса. Могут совпадать также границы Р. ш. и границы высказывания, если Р. ш. короткий. Но чаще в один Р. ш. входят несколько высказываний. Аналогично тому, как слово является минимальной свободной и вместе с тем основной единицей языка, включающей в себя единицы низших уровней (морфемы) и включенной, в свою очередь, в единицы более высоких уровней (предложения), Р. ш., с
речевой шаг
Одной стороны, включает в себя речевые акты - как единицы более мелкие и функционирующие только в составе Р. ш., а с другой - входит как составной элемент в более крупные единицы дискурса - речевые циклы и пр. В педагогическом дискурсе, например, встречаются чаще всего обучающие речевые циклы, состоящие из трех Р. ш.
Учитель: Кто скажет, чем звук отличается от буквы?Ну! Ско
рее, Петя, вспомнил? Это Р. ш. «инициирующий», или «начальный»,
т. е. открывающий цикл. В нашем примере состоит из следующих
Р. а.: 1) «вызов» (вопрос, требующий речевого ответа); 2) «уско
ритель», или Р. ш., усиливающий темп речевого взаимодействия
(Ну! Скорее!), и 3) «называние», предоставление права речи (для
ответа) конкретному ученику.
Ученик: Букву мы пишем и читаем, а звук слышим и произносим.
Это второй элемент цикла - Р. ш. «ответ», т. е. речевой ответ на
вызов.
Учитель: Так. Хорошо. Молодец, Летя. Это Р. ш. «обратная связь».
На нем данный речевой цикл заканчивается. Элементы «обратной свя
зи»: речевой акт «прием» (Так и кивок головы показывают, что ответ
услышан) и речевой акт «оценка» (Хорошо. Молодец) и т. д.
Лит.: Michaels S., Collins J. Oral Discourse Styles: Classroom Interaction and the Aqusition of Literacy // Coherence in Spoken and Written Discourse. - Vol. 12. - 1984 / Series «Advances in Discourse Processes». Ed. by R. O. Freedle, New Jersey; Sinclair J., CoulthardR. Towards in Analysis of Discourse. - L., 1975.
A.K. Михальская 198
речевой этикет
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности). Коммуникативная функция языка реализуется в Р. э. через ряд специализированных функций. Контактоустанавливающая (социативная, контактная, фактическая) функция проявляется в таких речевых актах, когда говорящий обращает на себя внимание собеседника, готовит его к сообщению информации. Контактоустанавливающая функция конкретизируется в таких подфункциях, как апеллятивная и вокатив-ная, осуществляющая призыв, привлечение внимания собеседника. Когда мы говорим: Гражданин! "Или: Простите, пожалуйста, как пройти?- у нас нет иной цели, как привлечь внимание собеседника, призвать его для дальнейшего разговора; функция ориентации на адресата (конативная) связана с проявлением в обществе обхождения друг с другом членов коллектива. Поэтому функция ориентации на адресата связана с подфункцией вежливости. Одному человеку мы можем сказать: Уважаемый Николай Иванович, другому (или в других условиях): Коленька, а третьему (или в иных условиях): Колюня. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит. Регулирующая (регулятивная) функция регулирует характер отношений адресанта и адресата. Например, выбор обращения Даш! Дарья! Дарья Николаевна! Уважаемая Дарья Николаевна! "и т. п. определяет тональность последующего сообщения. Воздействие на адресата осуществляется с помощью подфункций волеизъявления (от я) и воздействия (к ты). Особенно ярко эти подфункции проявляются в тематических группах «просьба», «совет», «приглашение», «предложение», «требование», «приказ», «мольба», «упрашивание»; эмоционально-модальная (эмотивная) функция связана с выражением эмоций, чувств, отношений человека. Есть особенно яркие единицы, снабженные дополнительными эмоционально-экспрессивными элементами: Нет слов выразить благодарность! Как я рад вас видеть! я т. п.
Говоря о Р. э., принято рассматривать область применения Р. э. (вербализованный этикет поведения), сферу использования его единиц (сумму типизированных ситуативных тематических групп), функциональное поле (совокупность специализированных функций Р. э.), семантическое поле (систему синонимичных, тематически связанных единиц в каждой из типизированных ситуативных тематических групп).
Формулы Р. э., реализуясь в определенной ситуации, типизи-рованно отражают эту ситуацию, ее компоненты, что находит воплощение в семантической и грамматической структуре единиц, а
речемыслительныи процесс
Также в стилистических коннотациях. Такими ситуациями являются: обращение к собеседнику" и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т. д. Ситуации Р. э. не замкнуты, они открыты в более широкую область «стереотипов общения». Каждая ситуация обслуживается в русском языке группой формул и выражений, которые образуют синонимичные ряды. Например, в ситуации прощания: До свидания; До встречи; До завтра; До вечера; Прощай(те); Позвольте (с вами) попрощаться; Всего; Пока; в ситуации благодарности: Спасибо; Благо дарю; Очень вам (тебе) благодарен(рна); Очень вам (тебе) признате- лен(льна); Я хотел бы поблагодарить вас. В синонимическом ряду есть формула наиболее употребительная, стилистически нейтральная (т. е. доминанта синонимического ряда), например: До свида ния; Спасибо; есть формулы с оттенками значения: До завтра; Про щайте; с модальными оттенками: Я хотел бы поблагодарить вас; со стилистическими оттенками: Позвольте попрощаться (высок.); По ка (сниж.).
Таким образом, Р. э. позволяет устанавливать нужный контакт с собеседником в определенной тональности, в различной обстановке общения, отражает разный характер взаимоотношений общающихся и т. п. Выбор той или иной единицы синонимического ряда предопределен экстралингвистическими обстоятельствами.
Лит.: Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1989; Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»- М, 1989; Ее же. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989; Ее же. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. - М., 1987.
Л.Е. Тумина
РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫИ ПРОЦЕСС - ход мысли, последовательная смена интеллектуально-речевых действий, побуждаемых теми или иными мотивами и соотнесенных с целью. Применительно к конструированию текстов это наиболее эффективная последовательность речемыслительных действий и операций, реализация которых приводит к ожидаемому результату. Если ход мысли планируется, то говорят о деятельностной программе.
В.Н. Мещеряков
РЕЧЬ - сложный объект. Она изучается не только лингвистами (психолингвистами, социолингвистами, нейролингвиста-ми, фонетистами, специалистами по стилистике), ее изучают психологи, физиологи, логопеды, специалисты по теории коммуникации и информатике (интеракционным системам), по высшей нервной деятельности, по акустике. Проблемы Р. нахо-
речь
Дятся в фокусе внимания философов, логиков, социологов, литературоведов.
В данном словаре-справочнике Р. рассматривается прежде всего с точки зрения теории речевой деятельности.
Р. - деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. Под Р. понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные). Р. есть реализация языка, который обнаруживает себя только в Р. Она материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами. Р. конкретна, связана с объектами действительности, может оцениваться с точки зрения истинности, она преднамеренна и устремлена к определенной цели, ситуативно обусловлена, динамична, развивается во времени и пространстве, она субъективна и индивидуальна.
Индивидуальный характер - важнейший признак Р. «Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности» (В. фон Гумбольдт). Субъективность Р. проявляется в том, что Р. имеет автора, передающего в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он выбирает слова и структуры предложений; он относит языковые номинации к определенным объектам действительности, придавая им речевое значение. Говорящий (или пишущий) отдает предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения (фамильярному, официальному и т.п.), использует высказывание с нужным для своих целей коммуникативным заданием. «Только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности» (В. фон Гумбольдт). Речевое поведение составляет существенную характеристику личности.
Различают Р. внутреннюю (см. внутренняя речь) и внешнюю. Внешняя подразделяется на устную (см. устная речь) и письменную (см. письменная речь), на монолог и диалог, а также по стилям и жанрам.
При помощи Р. происходит общение между людьми, следующее определенным социальным конвенциям. Общение создает коммуникативный контекст, в котором реализуются речевые акты (см. общение, речевой акт). В речевом общении может быть выделен ряд аспектов, соответствующих поставленной говорящими задаче: информативный, прескриптивный (воздействие на адресата), экспрессивный (выражение эмоций, оценок), межличностный (регулирование отношений между собеседниками), игровой (апелляция к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др. Эти аспекты, часто соприсутствующие в Р., могут обособляться,
ритм
Создавая самостоятельные формы общения - речевые жанры, различные не только по целям, но и по распределению ролей и коммуникативных интересов собеседников, речевой тактике, условиям успешности, предпочтительным синтаксическим структурам, принципам установления связности реплик и др.
Р. как один из видов социальной активности человека переплетается с другими формами деятельности, в том числе трудовой, в процессе осуществления которой она и возникла. Р. полифункциональна и с этой точки зрения исследуется лингвистической прагма тикой. Подход к Р. как форме деятельности характерен для социо- и психолингвистических исследований, изучающих процессы и механизмы речеобразования, возникновение речевых ошибок и нарушений Р. (нейролингвистика), отношение речевых действий к другим видам социальной активности человека (работы Н.И. Жин-кина, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева и др.), роль Р. в формировании сознания и проявлениях подсознательного, внутреннюю речь, процессы развития детской речи и др.
Р. рассматривается как вид сознательной и целенаправленной деятельности также в концепции лингвистической философии.
В рамках лингвистической философии сформировалась теория речевых актов в ее современной версии (работы Дж. Остина, Дж. Р. Серла и др.).
Лит.: Выготский Л. С. Мышление и речь // Избр. психол. исследования. - М., 1956; Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958; Леонтьев А.А. Речь и общение // Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1976; Чистович Л.А. и др. Речь: Артикуляция и восприятие. - М.; Л., 1965.
Л.Е. Тумина
РИТМ (греч. rhytmos - соразмерность, стройность) - 1) чередование каких-либо элементов (звуков, изображений или предметов), происходящее с определенной последовательностью; 2) упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Р. представляет собой внутреннюю организацию образов, воспринимаемых человеком и служащих основой его действий. Чувство Р. в основе своей имеет моторную (двигательную) природу. Нельзя просто «слышать Р.». Слушатель только тогда переживает Р., когда «сопроиз-водит» его.
Р. часто отождествляют с ритмичностью - более узким понятием по отношению к Р., т. е. с периодической повторяемостью, цикличностью движения, линий, цветовых сочетаний, предметов и изображений. Но ритмичность не всегда возможна, тогда как Р. возникает всякий раз при структурном объединении нашим созна-
риторика
Нием ряда звуков (или звуковых акцентов) во времени или нескольких предметов (изображений) в пространстве.
Строгая ритмическая организация характерна для стихов. Однако не следует отождествлять Р. и метр (стихотворный размер), который задает лишь закономерность чередования ударных и безударных слогов, но не определяет их длительности. Что касается Р., то он может следовать размерности стиха (как, например, в детских считалках, некоторых частушках, прибаутках), но гораздо чаще формируется как бы параллельно, подчиняясь эмоционально-волевым движениям исполнения стихотворения. Точки пересечения метра и Р. возникают обычно там, где этого требуют законы языка. Коренное отличие Р. стиха от его размера в том, что размер зафиксирован в словах, составляющих стихотворение (в тексте), а Р. рождается при чтении стиха и обусловлен как стихотворным размером, так и индивидуальными особенностями читающего, а также ситуацией, в которой происходит превращение написанного текста в звучащий.
Наиболее сложен Р. прозаической речи. Мы с трудом улавливаем Р. обычной нестихотворной речи, но легко обнаруживаем его нарушение, например заикание, неожиданные остановки и само-перебивы в речи. Очевидно, психика человека устроена так, что ей требуется постоянное ощущение равномерной пульсации, пусть неявной и накапливающейся на каком-то временном интервале из разрозненных сегментов речи (в этом случае происходит «интегрирование», суммирование пульсаций).
Замечено, что психофизиологические функции, связанные с положительными эмоциями, предполагают высокую степень ритмичности. В то же время боль, страдание, страх - вообще отрицательные эмоции - вызывают нарушение ритмики организма. Имеется и обратная зависимость: ритмичность сама по себе дает известное удовлетворение, а ритмическая дезорганизация приводит к отрицательным эмоциям. Вероятно, именно эта психофизиологическая закономерность лежит в основе интуитивного выбора того или иного Р. устного высказывания.
Лит.: Леей В. Вопросы психологии музыки // Дирижерское исполнительство. - М., 1975; Моисеева Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием // Хронобиология и хрономедицина. - М., 1989; ЛЭС. - М., 1990; Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. - Киев, 1981.
А.А. Князьков
РИТОРИКА (греч. rhetorike techne от rhetor - оратор) - теория и практическое мастерство целесообразной, воздействующей,
риторика
Гармонизирующей речи. Теория Р., возникшая еще в античности (середина I тыс. до н. э.), синкретически заключала в себе все основные дисциплины гуманитарного круга; к середине XIX в. завершается их выделение и специализация, и Р. утрачивает статус теоретической области знаний. Развитие гуманитарной культуры с середины XX в. отмечено так называемым «риторическим Ренессансом» или «возрождением Р.». Это касается, в первую очередь, теории Р.: лингвистика и литературоведение вновь обращаются к классическому риторическому наследию, переосмысливая его на новом уровне; за рубежом возникает современная новая Р. (неориторика), начинающая претендовать даже на роль общей методологии гуманитарного знания (основания для этого находят в том, что многие наиболее общие теоретические концепты гуманитарных наук возникли именно в классической риторической теории). Неориторика родственна
ИНСТИТУТ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
контрольная
работа
на
тему:
Правила
речевого поведения
.
Выполнил студент
______
Рослова ___________
__
_______Мария______________
(фамилия, имя, отчество, подпись)
_________Заочная
______________
(форма обучения)
__менеджмент
организации___
(специальности)
__________616_________________ ____
(группа)
Проверил:
______________________________ ________
______________________________ ___
(ученое звание, должность, фамилия,
имя, отчество, подпись)
Оценка________________________ ___
Москва 2011 г
Содержание
- Теоретическая
часть
- 14
вариант. Правила
речевого поведения
.
Этикет и речь_________________ ______________________________ _____4
Речевое поведение_____________________ ___________________________6
Правила диалога_______________________ ___________________________7
Ораторская речь_______________ ______________________________ ____10
Правила говорящего и слушающего ______________________________ __13
О речевой ситуации______________ ______________________________ __17
Застольная речь_______________ ______________________________ ____18
Культура речи в национальном общении_______________________ _____19
Заключение____________________ ______________________________ ___ 20
2. Практическая часть. Вариант 14____________________________ ___ 22
Список использованной литературы____________________ ____________ 24
Введение
Мы живем
в знаменательное время, когда особенно
остро человек осознает свое место
в мире, осознает Землю как единый
дом для всего на ней живущего.
Происходит глобальное понимание связей
всего со всем, взаимозависимостей
и взаимовлияний, о которых не
думали еще совсем недавно. Широко развивается
наука экология, обсуждаются последствия
вмешательства человека в природу.
Пишут много и широко и об экологии
человека, изучающей процессы взаимопроникновения
природы и общества, и об экологии
культуры - о защите памятников
старины и других многочисленных
явлений культуры, пишут и об экологии
слова.
Отсюда
вытекает актуальность темы моей контрольной
работы - «Правила ведения речи».
Сегодня
особенно актуальны как речевое
поведение в целом, так и правила
ведения диалогов.
Новизна
и специфичность современных, чисто
российских, аспектов правила ведения
речи заключаются в том, что формирование
таких новых структур происходит
на фоне общества.
Вне культуры
общения расстраивается взаимодействие
людей, их производственная деятельность,
их повседневный быт. "Сейчас в стране
идет прекрасный, долгожданный, но для
некоторых мучительно трудный процесс
демократизации нашего общества. Мы учимся
жить в условиях демократии. А демократия
- это еще и интеллигентность,
взаимоуважение. Это должно проявляться
во всем: в спорах, в отстаивании
собственного мнения, в умении внимательно
выслушать оппонента, постараться
понять его, ибо, не поняв, как ты сможешь
ответить ему спокойно и по существу?
А умеем ли мы вообще слушать друг
друга?».
Целью
данной работы являются правила ведения
речи, их анализ и разработка рекомендаций.
Для достижения
этой цели предполагается решить следующие
задачи:
Выяснить,
какая связь между речью и
этикетом.
Для чего
нужны в обществе правила речи.
Этикет и речь
При слове
этикет в нашем воображении возникают
некие придворные церемонии, о которых
мы когда-то читали. Конечно, первоначально
этикет возник как церемония демонстрации
иерархической власти. Э.В. Арова
в книге "Будьте добры" рассказывает,
что древнейшие сведения об этикете
содержатся уже в "Поучениях Кагемни
фараону Снофри", которым около
пяти тысяч лет. Само же слово этикет
возникло во Франции и употребляется
со времен Людовика XIV.
В каждом
обществе этикет постепенно развивался
как система правил поведения, система
разрешений и запретов, организующих
в целом морально-нравственные нормы:
оберегай младших, заботься о жене,
уважай старших, будь добрым к окружающим,
не обижай, не оскорбляй зависящих
от тебя, будь трудолюбивым, совестливым
- и т.д. и т.п.
Этикетных
знаков великое множество в каждом
сообществе. Они бывают общенациональными,
бывают знаками социальной среды, или
социальной группы, или узкого круга
- и при этом всегда несут важную
информацию: свой - чужой (не принадлежащий
к среде, кругу), вышестоящий -
нижестоящий, далекий - близкий,
знакомый - незнакомый, желанный -
нежеланный и т.д.
Естественно,
что этикет и речь связаны теснейше.
Об этом прекрасная книга В.Е. Гольдина
"Речь и этикет". Манера речи, стиль,
разрешение или запрет говорить одно
и не говорить другое, выбор языковых
средств как помета своей принадлежности
к среде - все это заметно
в наших повседневных речевых
проявлениях.
Попробуем
сделать вывод относительно того,
что такое этикет. Это самые
разнообразные словесные и несловесные
(или, вербальные и невербальные) знаки,
оповещающие окружающих о принадлежности
человека к той или иной, более
широкой или более узкой, среде,
группе. Знаки этикета составляют
некоторую систему правил, обязательных
для исполнения в данном обществе.
Не исполняющий этикетных правил
выпадает из этой среды. А поскольку
порядок поведения в обществе
воспитывается с детства в
каждом его члене семьей и школой, всей
средой, то этикет становится частью моральных
правил, изучаемых наукой этикой.
"Словарь
по этике" определяет это
понятие так: "Этикет (французское
etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность
правил поведения, касающихся
внешнего проявления отношения
к людям (обхождение с окружающими,
формы обращения и приветствий,
поведение в общественных местах,
манеры и одежда)". Как видим,
здесь общие правила поведения
и правила речевого поведения
объединены. Если этикет как установившийся
в обществе свод правил регулирует
наше поведение в соответствии
с социальными требованиями, то
речевой этикет можно определить
как регулирующие правила речевого
поведения. Это широкая зона
единиц языка и речи, которая
словесно выражает этикет поведения,
дает нам в руки те языковые
богатства, которые накопились
в каждом обществе для выражения
неконфликтного, "нормального"
отношения к людям, а это
значит - отношения доброжелательного.
С другой стороны, этикет регулирует
сложный выбор наиболее подходящего,
наиболее уместного средства
именно данным человеком, для
его конкретного адресата, в данном
конкретном случае, в данной ситуации
и обстановке общения. В одном
случае получается текст: Тань,
а Тань, сбегаем в кино!, а в
другом: Уважаемая Татьяна Сергеевна,
разрешите пригласить вас на
новый фильм. Мы каждый день
и по много раз употребляем
выражения речевого этикета: обращаемся
к людям, приветствуем их, прощаемся,
благодарим, извиняемся, поздравляем
с праздником, сочувствуем и соболезнуем,
одобряем и делаем комплимент,
мы что-то советуем, о чем-то
просим - и все это так,
что учитываем и официальную
или неофициальную обстановку
общения, и свои собственные
роли относительно ролей собеседника,
и конкретную ситуацию общения,
и национальные привычки и
обычаи. И все это привычно, автоматически,
потому что "так надо".
В силу
тысячекратного повторения в типичных
ситуациях речевой этикет воплотился
в стереотипах, в устойчивых выражениях,
формулах общения, которые мы не строим
заново каждый раз, когда нам надо
их употребить, а используем готовые,
отложившиеся в нашем языковом сознании.
Но впрочем, и здесь все же строим
новое. В целом речевой этикет
- это зона устойчивых, стереотипных
коммуникативных единиц языка, хотя
каждый конкретный выбор в каждом
конкретном речевом акте, как и
всякий выбор, дело творческое.
Речевое поведение
Психолингвисты
определяют речевую деятельность как
мотивированное, определяемое целями
сознательное речевое проявление, а
речевое поведение - как лишенное
осознанной мотивировки автоматизированное,
стереотипное речевое проявление. Речевое
поведение человека - сложное
явление, оно связано с особенностями
его воспитания, местом рождения и
обучения, со средой, в которой он
привычно общается, со всеми свойственными
ему как личности и как представителю
социальной группы, а также и национальной
общности особенностями. Речевое поведение
стереотипно, привычно, поэтому оно
выражается в стереотипных высказываниях,
речевых клише, с одной стороны,
и в каких-то сугубо индивидуальных
речевых проявлениях данной личности
- с другой. К этому надо добавить
и неречевые (невербальные) средства
коммуникации - жесты, мимику, тональные
и фонационные особенности. Иначе
говоря, в речевом поведении проявляется
языковая личность, принадлежащая данному
времени, данной стране, данному региону,
данной социальной (в том числе
и профессиональной) группе, данной
семье. Здесь много общего и много
особенного. Человек, профессионально
связанный с речевой деятельностью
и привыкший к публичным выступлениям
(например, лектор, журналист, диктор),
свободно чувствует себя в общении,
его речевое поведение выдает
в нем человека, владеющего речью,
жестом, могущего концентрировать внимание
слушателей. Напротив, не связанный
с "речевой" профессией, оказавшись
перед микрофоном, ведет себя скованно,
мимика его неестественна, он не знает,
куда девать руки, мучительно ищет слова...
А бывает и не так. Самобытная личность
нередко находит способ интересно
сообщить о себе и своих делах,
не затрудняясь манерой речи и
обнаруживая в своем поведении
раскованность и смелость.
Речевое
поведение впрямую связано и
с ролевым поведением, с присущими
каждому из нас постоянными и
переменными ролевыми признаками. Каждый
человек находится во множестве
ролевых и речевых ситуаций, постоянно
ориентируется в обстановке общения,
и в своем партнере, и в присутствующих
третьих лицах и постоянно
выбирает ту или иную речевую манеру,
то или иное поведение. Владение переключением
речевого кода при том или ином
ролевом речевом поведении -
составная часть наших речевых
умений и нашей культуры вообще. Чем культурнее
человек, тем выше его культура общения
и тем совершеннее его способность переключаться.
Но переключение не безгранично! Оно зависит
от присущих человеку постоянных социальных
признаков, его собственных привычек,
его излюбленных речевых приемов.
Есть
речевое поведение, присущее горожанам
и жителям деревни, высокообразованным
и малообразованным людям, молодым
и старым и т.д. и т.п. А есть
речевое поведение, которое присуще
только Ивану Ивановичу или Анне
Кузьминичне.
Можно
сделать вывод, что языковая личность
очень сложна в своих проявлениях.
Она несет в себе опыт языкового
развития поколений, в том числе
и опыт мастеров слова, опыт страны,
среды, а также и свой собственный
неповторимый опыт и облик. Общаясь,
мы всегда обнаруживаем себя как личность
и всегда находимся в рамках заданного
многообразными условиями речевого
поведения. Следовательно, речевое
поведение человека будем рассматривать
как разновидность и составную
часть его социального поведения.
Правила ведения диалога
Слово подразделяется
на внутреннее и внешнее. Внутреннее
слово организует мысль, которую
предстоит выразить. Слово внешнее
есть непосредственное выражение мысли
в устной или письменной форме. Правила
и рекомендации, которые приводятся
ниже, относятся к внешнему слову,
то есть к основным видам общения
- монологу и диалогу. Эти правила
обобщают опыт организации речевых
отношений.
I. Правила для
говорящего и слушающего
1. Ритор всегда
готов вести диалог.
2. В диалоге
положение слушающего более благоприятно,
чем положение говорящего.
3. Обращение
с речью предполагает, что слушающий
прерывает любое дело или собственную
речь, чтобы выслушать сообщение.
4. Следовательно,
говорящий несет ответственность
за актуальность, значимость, уместность
сообщения.
5. Если обращенная
речь бессодержательна или не
вызывает ответной мысли у
слушающего, диалог может быть
прерван, а дело может не
состояться, за что ответственность
несет говорящий.
II. Условия продолжения
диалога.
1. Слушающий
должен внимательно выслушать
обращенное к нему высказывание.
2. Слушающий
может ответить на вопрос либо
сообщением, либо действием.
3. Слушающий
может ответить на повествование
либо новым сообщением, либо пересказом
(третьему лицу), либо умолчанием.
4. Слушающий
может ответить на побуждение
либо действием, либо новым
сообщением.
5. Слушающий
может пересказать полученное
сообщение другому лицу, если
он не получил от говорящего
специального запрета на пересказ.
6. Слушающий
может ответить на сообщение
действием, если оно специально
не запрещено.
III. Правила защиты
говорящего от слушающего и
слушающего от говорящего
Правила для
говорящего:
1. Говорящий
должен тщательно отсеивать сообщаемую
информацию: имеет преимущество
тот, кто владеет информацией.
2. Последствия
каждого высказывания должны
быть обдуманы.
3. Каждое высказывание
должно быть целесообразным: его
создание говорящим исходит из
замысла, а не из психологической
реакции на обстоятельства.
4. Содержание
и смысл высказывания определяются
тоном, которым оно произнесено.
5. Сообщение
должно быть уместным.
6. Сообщение
не должно быть противоречивым.
7. Сообщение
должно содержать новую информацию.
8. Сообщение
не должно быть многословным.
Правила для
слушающего:
1. Слушающему
следует сопоставить сообщение
говорящего с сообщениями на
ту же тему, полученными от
разных лиц.
2. Слушающий
должен выделить истинные и
ложные, правдоподобные и неправдоподобные
высказывания.
3. Слушающий
должен выделить приемлемые и
неприемлемые для него высказывания.
4. Сопоставив
высказывания на ту же тему
различных лиц, разделив истинные
и ложные, приемлемые и неприемлемые
сообщения, слушающий отделяет
интересы говорящего от содержания
его высказывания.
5. Слушающий
оценивает высказывание и интерес
говорящего применительно к ситуации
речи и на этом основании
отделяет интересы говорящего
от его намерений, так как
интересы могут не совпадать
с намерениями.
6. Выделив интересы
и намерения говорящего, слушающий
сопоставляет данное высказывание
с другими высказываниями того
же лица и определяет искренность,
то есть добросовестность намерений
говорящего.
7. С должным
вниманием слушающий относится
к суждениям говорящего о других
лицах и о том, что они
говорят: если ваш собеседник
не в состоянии хранить секреты
других, то он не в состоянии
хранить и ваши секреты; если
он недоброжелательно относится
к другим, то, очевидно, он недоброжелательно
относится и к вам.
8. Не меньшее
внимание слушающий уделяет логическим
и содержательным ошибкам говорящего:
по этим ошибкам оценивается
разум собеседника как способность
понимания и суждения.
9. Ошибки в
содержании речи слушающий связывает
с отношением говорящего к
собственным высказываниям (модальностью
речи): говорящий может быть скромным,
смиренным человеком, но может
шутить, испытывать слушающего, намеренно
вводить его в заблуждение
относительно своих умственных
способностей или информированности.
10. Из содержания
речи собеседника следует отобрать
положительную и пригодную информацию,
которая будет основой ответного
суждения.
Ораторская речь
Для
речи оратора свойственны
свои правила
1. Речь, которая
произносится публично, должна быть
подготовлена и предварительно
продумана.
2. Только очень
опытный оратор может позволить
себе импровизированную публичную
речь, которая на самом деле
подготовлена опытом многочисленных
выступлений.
3. Перед тем
как приступить к публичной
речи, вспомните и продумайте
Заповеди Моисеевы: каждая из
них обращена непосредственно
к вам, к вашей речи и к
вашей аудитории.
4. Если вы
ограничены регламентом, сократите
содержание вашей речи: лучше
сказать мало, чем сказать
5. В каждой
речи должны быть начало, середина
и конец; при этом конец речи
- самое важное, поэтому всегда
помните о конце вашей речи.
6. Составьте
план речи, в особенности, если
вы ограничены регламентом.
7. План речи
размещается на одной стороне
листа бумаги; его не следует
писать на нескольких листах.
8. Оратор должен
продумать первую фразу и заключение
речи; все остальное можно импровизировать
9. Могут читаться:
лекции, доклады, официальные документы,
чужие тексты; все остальные виды
речей произносятся. Не следует
писать тексты публичных речей,
кроме указанных их видов. Написанный
текст речи затрудняет ее произнесение:
неопытный оратор боится упустить
что-нибудь из написанного, поэтому
сбивается и делает ошибки.
10. Оратор, который
выступает перед публичной аудиторией,
должен быть физически собранным,
бодрым, оптимистичным, спокойным,
уверенным в себе; он должен
иметь опрятный и привлекательный
вид.
11. Многие, в том
числе и опытные, ораторы сильно
волнуются перед публичным выступлением.
Волнение естественно и полезно.
12. Слишком сильное
волнение вредно. Чтобы избавиться
от него, постарайтесь непосредственно
перед выступлением отвлечься
от его содержания, не воображайте
себе аудиторию с ее реакцией,
подумайте о чем-нибудь хорошем.
13. Не пейте
воду непосредственно перед выступлением
и во время выступления - вода
дает ненужную нагрузку на
сердце и сбивает голос. Не
разговаривайте непосредственно
перед выступлением.
14. Когда придет
время выступать, соберитесь внутренне
и уверенным шагом подойдите
к месту, с которого предстоит
говорить.
15. Стойте прямо,
развернув плечи. Голову держите,
немного приподняв подбородок. Ноги
должны быть примерно на ширине
плеч. Не прижимайте руки к
животу, не заламывайте руки, не
сцепляйте пальцы рук, не закладывайте
руки за спину, не держите
руки в карманах, не заплетайте
ногу за ногу.
16. Жестикуляция
оратора должна быть умеренной.
17. Когда вы
говорите, не забывайте раскрывать
рот. Дышите диафрагмой. Размеряйте
громкость голоса по объему
помещения и по величине аудитории.
Никогда не пытайтесь перекричать
аудиторию.
18. Голос пускайте
не вниз и не вверх, но
прямо перед собой несколько
над головами аудитории.
19. Не пользуйтесь
микрофоном без крайней необходимости:
микрофон затрудняет непосредственный
контакт с аудиторией.
20. Встав перед
аудиторией, первым делом улыбнитесь
и посмотрите на людей, которые
вас слушают, - вы увидите, что
они внимательны к вам и
настроены в целом доброжелательно.
21. Сделайте небольшую
начальную паузу. Если шумят,
сделайте паузу больше и окиньте
взглядом аудиторию.
22. Плавно вступайте
в речь. Не начинайте слишком
энергично, иначе вам не хватит
сил завершить речь, а слушающим
- вытерпеть ее до конца.
23. Произнося
речь, помните, что вы обращаетесь
к людям, которые согласились
выслушать вас, а не к бумажке,
на которой написан ваш конспект.
24. Говорите спокойно
и уверенно, и вас будут слушать.
25.Говорите громко,
отчетливо, сохраняя размеренный
темп речи.
26. Во время
речи смотрите на аудиторию,
последовательно фиксируя взглядом
группы находящихся перед вами
людей.
27. Помните, что
в устной публичной речи один
сильнее многих.
28. Не бойтесь
больших аудиторий, но бойтесь
малых аудиторий. Чем больше
аудитория, тем легче ее убедить.
29. Не говорите
лишнего.
30. Будьте человеколюбивы
- говорите по возможности кратко.
31. Используйте
только литературные слова и
выражения. Старайтесь употреблять
как можно меньше иностранных
слов.
32. Не усваивайте
себе дурную манеру некоторых
лекторов повторять дважды одно
и то же слово.
33. Произносите
речь не словами, а фразами.
34. Речь есть
чередование слов и пауз.
35. Публичная
речь интонирована.
36. Оратор должен
видеть все, что происходит
в аудитории во время речи,
и своевременно реагировать на
поведение аудитории.
37. Если в аудитории
начался шум, не повышайте,
но понизьте голос, или сделайте
паузу и внимательно посмотрите
на аудиторию.
38. Не бойтесь
реплик из зала.
39. Отвечая на
реплики и вопросы во время
речи или после нее, помните,
что ответы либо должны быть
дельными, ясными и краткими, либо
их не должно быть вовсе.
40. Завершение
всякой речи должно быть энергичным
и оптимистичным.
Правила говорящего и слушающего
Для разных видов
речевой деятельности общество выдвигает
определенные правила их осуществления.
Каждый понимает, что не следует
в библиотеке, читальном зале читать
громко или даже бормотать, так как
это мешает другим, не следует говорить
своему другу что-либо слишком громко
в общественном месте, так как
сообщение не предназначено для
чужих ушей, и т.д. Наверное, важнее
всего выделить правила для говорящего
и слушающего, так как в устном
контактном непосредственном общении
текст рождается спонтанно, т.е. неподготовленно,
к нему нельзя вернуться, его нельзя
исправить. Поэтому надо быть особенно
внимательным к соблюдению таких
правил и постараться ввести их в
привычку. Итак,
правила для говорящего. Живой голос, как
говорится, производит гораздо больше
впечатления. Пусть то, что ты читаешь,
будет сильнее, но в душе глубже засядет
то, что запечатлевают в ней манера говорить,
лицо, облик, даже жест говорящего.
1. Говорящему
предписывается доброжелательное
отношение к собеседнику. Запрещается
своей речью наносить адресату
разного рода оскорбления. Следует
избегать прямых негативных оценок
личности собеседника.
2. Говорящему
предписывается, осуществляя доброжелательность,
проявлять уместную, но не преувеличенную
в данной ситуации общения
вежливость. Это значит, что необходимо
учесть возраст, пол, служебное
или общественное положение адресата
и другие его социальные позиции
и роли и соразмерить свои
собственные социальные признаки
с этими показателями партнера.
Необходимо стараться смягчать
свою речь, снимая излишнюю категоричность.
Надо не забыть поблагодарить
и извиниться, поздравить в нужный
момент и одобрить.
3. Говорящему
не рекомендуется ставить в
центр внимания собственное я,
предписывается быть скромным
в самооценках, не навязывать
собеседнику, упорно и категорично,
собственных мнений и оценок,
уметь встать на точку зрения
партнера.
4. Говорящему
предписывается поставить в центр
внимания слушающего, учитывая его
социальные роли, его личность
и осведомленность в теме, предмете
речи, степени его заинтересованности.
Следует не скупиться на языковые
средства адресации, постоянно
поддерживая контакт внимания, интереса.
В разговоре с другим надо
немного приглушать собственное
я.
5. Говорящему
необходимо уметь выбрать тему
для разговора, уместную в данной
ситуации, интересную, понятную партнеру.
Есть и такой аспект, как национальная
специфика типичной в ситуациях
общения тематики. В Англии, например,
часто беседуют о погоде, а
в странах с устойчивым, благоприятным
климатом такая тематика не
принята. Разговоры о семейных
отношениях не ведут малознакомые
люди, а в странах Ближнего
Востока вопрос другу о здоровье
его жены считается неприличным.
Разговоры в гостях наполнены
пустой болтовней, а в Японии
даже деловой разговор должен
предваряться ничего не значащим,
пустым разговором о погоде, здоровье
и т.п. Всё это установка
на контакт, принятое проявление
внимания к собеседнику
6. Говорящий
должен следовать логике развертывания
текста, следить за тем, чтобы
вывод не противоречил предпосылке,
чтобы следствия вытекали из
причин. Композиция текста, следование
одного за другим, разбиение текста
на смысловые куски особенно важны в публичной,
научной и ораторской речи.
и т.д.................